Во время очередной поездки в гости удалось разложить три игры, две из которых будут темой сегодняшней заметки. С принимающей стороны была pnp версия блочного варгейма Julius Caesar с небольшим редизайном. Я с собой взял игру Lion of Malaya. Итак…
Julius CaesarJulius Caesar

Это был первый раз, когда я играл в блочный варгейм в принципе. А тут он был ещё на одну из моих любимых тем (Древний Рим). Небольшое отступление от темы. Не ожидал что Pnp может быть так удачно и красиво сделано. Особенно я оценил идею печати игрового поля на баннере, из за чего его можно спокойно сворачивать в трубочку и удобно хранить. Но это я отвлёкся. Игра мне понравилась. Она оказалась проста и изящна. Эту игру во многих обзорах советуют новичкам незнакомым с концепцией блочных игр и эта рекомендация верна на все сто. Правда, геймдизайн игр на каунтреах мне остался больше по душе, хотя по идее на блоках можно гораздо более удобно указывать большое количество игровых параметров. Плюс ещё и удобно воплощённый "Туман Войны". Но это всё уже дело вкуса, хотя одну бы игру на блоках я бы приобрёл для коллекции.
Сама партия прошла довольно забавно и ни разу не исторично. Я играл за Цезаря. В первый же игровой год взяв Рим, Цезарь оставил в его окрестностях Марка Антония и рванул стремительным маршем в сторону Александрии и по дороге был убит Брутом в районе Византии. Антоний с Помпеем долго сидели в активной двухсторонней обороне не решаясь делать на встречу друг другу решительных шагов, и большая часть противостояний велась на море. Под конец игры я предпринял неудачный десант в тыл войск Помпея, что наконец дало тому стимул к активному наступлению. Под самый конец партии я сделал ещё одну попытку занять Александрию силами молодого Октавиана, но она тоже провалилась. В итоге Помпей выиграл, история была переписана.
Ниже несколько фотографий с различных моментов данной партии:





Lion of MalayaLion of Malaya

С этой игрой у меня сложились своеобразные отношения, связанные в основном с тем, что мне впервые пришлось для себя разбирать англоязычные правила, так как ранее я никогда не покупал игр без перевода (официального или любительского). Но тут перевесило желание покупки из-за второй любимой, после Древнего Рима, темы: Японии. Причём Япония 20-го века, что весьма, как я успел заметить, не тривиально в качестве игрового фона. Разбор правил местами был тяжеловат, не лишён был ошибок, что вылилось в два определённых момента в самой игре, но об этом чуть позже.
Итак, зима 1941-1942, Малайский полуостров и остров Сингапур, который был взят японцами меньше, чем за два месяца. С треском разбитые силы Англии и их союзников. В игре это очень хорошо продемонстрировано, так как в угоду историчности стороны очень ассиметричны с явным перекосом в сторону японцев. Я, конечно играя за них в этой партии проиграл, но это не отменяет тот факт, что за англичан здесь выиграть очень трудно. У японцев здесь превосходство аж по трём линиям: в воздухе, в возможностях пехоты и возможностях командования. Это наглядно видно, особенно если отследить это по конкретным игровым фазам.
Распределение бомбардировщиков и истребителей по воздушным миссиям: бомбардировка наземных сил, бомбардировка морских сил (доступно только англичанам, в качестве дополнительной защиты от японского десанта), воздушный бой, перехват и сопровождение своих бомбардировщиков, чтобы защитить их от перехвата. Это фаза весьма математична и упирается не сколько в броски кубиков, сколько в расчёт модификаторов, которые влияют на бросок, в зависимости от количество той или иной авиации на каждой миссии. И тут внезапно: английской авиации мало того, что меньше японской, так ещё японская почти вся с двумя жизнями. То есть мы имеем гарантированное японское превосходство в воздухе чуть ли не до конца игры. Не говоря уж и о том, что японцы распределяют свою авиацию по миссиям ПОСЛЕ англичан, уже зная с какими силами им предстоит столкнутся. Правда, в первой партии в игру как раз и случилась первая из ошибок трактовки мной правил о которой я говорил выше. Это ошибка привела к немного уравнивающему игру хоумрулу: я убирал японские самолёты с поля сразу по получению урона, из-за чего их численность терялась быстрее, чем надо. Потом я эту ошибку в других партиях исправлю.
Превосходство японцев же в возможностях командования выражено в другой фазе, где игроки бросками кубиков определяют могут ли те или иные отряды получать приказы или нет. Здесь у каждого подразделения есть штаб, на фишке которого указано цифра, показывающая не меньше скольки надо выбросить на кубике, чтобы этот штаб мог отдавать приказы подчинённым частям. И тут сюрприз: у японцев у двух штабов вообще не надо прокидывать кубик, а у одного успешные броски от 1 до 5. То есть у японцев практически не бывает ситуаций, когда их отряды не активированы. У англичан с этим ситуация похуже. Но тут правда есть парочка немного уравнивающих это моментов. Во-первых, на стороне англичан есть немного туземных войск, которые активны всегда. Во-вторых, у них есть такой тактический финт как «Генерал Беннет» - штаб с самым низким командным показателем (для его активации надо выкинуть от 1 до 2). Но можно в начале этой фазы заявить, что он у тебя активен, не кидая за него кубик. Но за это сразу неактивными становятся все остальные штабы. Правда, эта фича может пригодится, ну в очень ограниченном наборе тактических ситуаций.
Ну и превосходство японцев в пехоте, да и вообще во всех боях. Единственная их уязвимость - во время десантирования с моря в занятые районы. В остальных случаях японская пехота при поддержке танков прёт только так. Даже наличие в игре такого параметра как усталость (влияет на защитные и атакующие характеристики) не сильно влияет на их боевые возможности. Пехоты много, танков много, противотанковых частей у англичан мало. Плюс почти при любых потерях английские части паникуют и отступают. Плюс у японцев есть возможность к инфильтрации (обход вражеских частей по пересечённой местности)
Я тут всё этак конечно красиво расписал и сразу возникает закономерный вопрос: а почему я проиграл тогда? Этот вопрос приводит как раз ко второй моей ошибке в трактовке правил - японские силы, высадившиеся на Малайский полуостров, могут перейти с него на Сингапур только один раз за игру. Моя невнимательность при чтении английского текста в итоге привела к некому аналогу «детского мата» в этой партии: у меня много войск осталось на полуострове, и лишь небольшой отряд отправился на Сингапур, не имевший шансов за оставшиеся время игры взять его под контроль. Собственно, из-за этого очень важного и существенного правила вылезает вся особенность игровой тактики: японцы, десантировавшись в разных местах, должны подтянуть все силы, преодолеть сопротивления противника и всей толпой высадится на Сингапур.
Вот так вот. В целом игра мне понравилась, несмотря на все описанные моменты. Разобравшись в правилах окончательно, я теперь планирую в последующих партиях играть исключительно за англичан: хочу проверить насколько тяжело в таких условиях выкрутится и подвести себя хоть к одному из вариантов победы. Да, именно вариантов, я в этой игре впервые встретил такую вещь как «уровни победы» От пирровой до эпичной в зависимости от потерь и ситуации на поле в конце игры. А также я впервые встретился с табличной боевой системой, а не чисто кубиковой. Выглядит конкретно в этой игре это так: смотришь уровень боевой мощи своих частей, смотришь уровень врага и вычисляешь по этим показателям соотношения сил. А потом уже кидаешь кубики и по выпавшему результату с учётом всех модификаторов (их не так много на самом деле) смотришь результат в колонке конкретного соотношения сил. И там расписано какая сторона какой урон понесла.
Собственно, что ещё я могу сказать об игре. Только пару вещей. Во-первых, меня удивило, насколько журнальная, а не коробочная, игра оказалась насыщена разными нюансами в правилах. Английский текст, не сильно большой по объёму, я разбирал чуть больше месяца. И то, без ошибок не обошлось. Во-вторых, игровое поле всё-таки хотелось большего размера. Уж очень оно местами неудобно для игровых манипуляций.
На этом всё, внизу ещё несколько фоток с этой партии. Ну а я буду продолжать изучать мир варгеймов, правда, наверное, таким литературным пафосным названием «записки начинающего и тд» больше свою графоманию называть не буду



Julius CaesarJulius Caesar

Это был первый раз, когда я играл в блочный варгейм в принципе. А тут он был ещё на одну из моих любимых тем (Древний Рим). Небольшое отступление от темы. Не ожидал что Pnp может быть так удачно и красиво сделано. Особенно я оценил идею печати игрового поля на баннере, из за чего его можно спокойно сворачивать в трубочку и удобно хранить. Но это я отвлёкся. Игра мне понравилась. Она оказалась проста и изящна. Эту игру во многих обзорах советуют новичкам незнакомым с концепцией блочных игр и эта рекомендация верна на все сто. Правда, геймдизайн игр на каунтреах мне остался больше по душе, хотя по идее на блоках можно гораздо более удобно указывать большое количество игровых параметров. Плюс ещё и удобно воплощённый "Туман Войны". Но это всё уже дело вкуса, хотя одну бы игру на блоках я бы приобрёл для коллекции.
Сама партия прошла довольно забавно и ни разу не исторично. Я играл за Цезаря. В первый же игровой год взяв Рим, Цезарь оставил в его окрестностях Марка Антония и рванул стремительным маршем в сторону Александрии и по дороге был убит Брутом в районе Византии. Антоний с Помпеем долго сидели в активной двухсторонней обороне не решаясь делать на встречу друг другу решительных шагов, и большая часть противостояний велась на море. Под конец игры я предпринял неудачный десант в тыл войск Помпея, что наконец дало тому стимул к активному наступлению. Под самый конец партии я сделал ещё одну попытку занять Александрию силами молодого Октавиана, но она тоже провалилась. В итоге Помпей выиграл, история была переписана.
Ниже несколько фотографий с различных моментов данной партии:





Lion of MalayaLion of Malaya

С этой игрой у меня сложились своеобразные отношения, связанные в основном с тем, что мне впервые пришлось для себя разбирать англоязычные правила, так как ранее я никогда не покупал игр без перевода (официального или любительского). Но тут перевесило желание покупки из-за второй любимой, после Древнего Рима, темы: Японии. Причём Япония 20-го века, что весьма, как я успел заметить, не тривиально в качестве игрового фона. Разбор правил местами был тяжеловат, не лишён был ошибок, что вылилось в два определённых момента в самой игре, но об этом чуть позже.
Итак, зима 1941-1942, Малайский полуостров и остров Сингапур, который был взят японцами меньше, чем за два месяца. С треском разбитые силы Англии и их союзников. В игре это очень хорошо продемонстрировано, так как в угоду историчности стороны очень ассиметричны с явным перекосом в сторону японцев. Я, конечно играя за них в этой партии проиграл, но это не отменяет тот факт, что за англичан здесь выиграть очень трудно. У японцев здесь превосходство аж по трём линиям: в воздухе, в возможностях пехоты и возможностях командования. Это наглядно видно, особенно если отследить это по конкретным игровым фазам.
Распределение бомбардировщиков и истребителей по воздушным миссиям: бомбардировка наземных сил, бомбардировка морских сил (доступно только англичанам, в качестве дополнительной защиты от японского десанта), воздушный бой, перехват и сопровождение своих бомбардировщиков, чтобы защитить их от перехвата. Это фаза весьма математична и упирается не сколько в броски кубиков, сколько в расчёт модификаторов, которые влияют на бросок, в зависимости от количество той или иной авиации на каждой миссии. И тут внезапно: английской авиации мало того, что меньше японской, так ещё японская почти вся с двумя жизнями. То есть мы имеем гарантированное японское превосходство в воздухе чуть ли не до конца игры. Не говоря уж и о том, что японцы распределяют свою авиацию по миссиям ПОСЛЕ англичан, уже зная с какими силами им предстоит столкнутся. Правда, в первой партии в игру как раз и случилась первая из ошибок трактовки мной правил о которой я говорил выше. Это ошибка привела к немного уравнивающему игру хоумрулу: я убирал японские самолёты с поля сразу по получению урона, из-за чего их численность терялась быстрее, чем надо. Потом я эту ошибку в других партиях исправлю.
Превосходство японцев же в возможностях командования выражено в другой фазе, где игроки бросками кубиков определяют могут ли те или иные отряды получать приказы или нет. Здесь у каждого подразделения есть штаб, на фишке которого указано цифра, показывающая не меньше скольки надо выбросить на кубике, чтобы этот штаб мог отдавать приказы подчинённым частям. И тут сюрприз: у японцев у двух штабов вообще не надо прокидывать кубик, а у одного успешные броски от 1 до 5. То есть у японцев практически не бывает ситуаций, когда их отряды не активированы. У англичан с этим ситуация похуже. Но тут правда есть парочка немного уравнивающих это моментов. Во-первых, на стороне англичан есть немного туземных войск, которые активны всегда. Во-вторых, у них есть такой тактический финт как «Генерал Беннет» - штаб с самым низким командным показателем (для его активации надо выкинуть от 1 до 2). Но можно в начале этой фазы заявить, что он у тебя активен, не кидая за него кубик. Но за это сразу неактивными становятся все остальные штабы. Правда, эта фича может пригодится, ну в очень ограниченном наборе тактических ситуаций.
Ну и превосходство японцев в пехоте, да и вообще во всех боях. Единственная их уязвимость - во время десантирования с моря в занятые районы. В остальных случаях японская пехота при поддержке танков прёт только так. Даже наличие в игре такого параметра как усталость (влияет на защитные и атакующие характеристики) не сильно влияет на их боевые возможности. Пехоты много, танков много, противотанковых частей у англичан мало. Плюс почти при любых потерях английские части паникуют и отступают. Плюс у японцев есть возможность к инфильтрации (обход вражеских частей по пересечённой местности)
Я тут всё этак конечно красиво расписал и сразу возникает закономерный вопрос: а почему я проиграл тогда? Этот вопрос приводит как раз ко второй моей ошибке в трактовке правил - японские силы, высадившиеся на Малайский полуостров, могут перейти с него на Сингапур только один раз за игру. Моя невнимательность при чтении английского текста в итоге привела к некому аналогу «детского мата» в этой партии: у меня много войск осталось на полуострове, и лишь небольшой отряд отправился на Сингапур, не имевший шансов за оставшиеся время игры взять его под контроль. Собственно, из-за этого очень важного и существенного правила вылезает вся особенность игровой тактики: японцы, десантировавшись в разных местах, должны подтянуть все силы, преодолеть сопротивления противника и всей толпой высадится на Сингапур.
Вот так вот. В целом игра мне понравилась, несмотря на все описанные моменты. Разобравшись в правилах окончательно, я теперь планирую в последующих партиях играть исключительно за англичан: хочу проверить насколько тяжело в таких условиях выкрутится и подвести себя хоть к одному из вариантов победы. Да, именно вариантов, я в этой игре впервые встретил такую вещь как «уровни победы» От пирровой до эпичной в зависимости от потерь и ситуации на поле в конце игры. А также я впервые встретился с табличной боевой системой, а не чисто кубиковой. Выглядит конкретно в этой игре это так: смотришь уровень боевой мощи своих частей, смотришь уровень врага и вычисляешь по этим показателям соотношения сил. А потом уже кидаешь кубики и по выпавшему результату с учётом всех модификаторов (их не так много на самом деле) смотришь результат в колонке конкретного соотношения сил. И там расписано какая сторона какой урон понесла.
Собственно, что ещё я могу сказать об игре. Только пару вещей. Во-первых, меня удивило, насколько журнальная, а не коробочная, игра оказалась насыщена разными нюансами в правилах. Английский текст, не сильно большой по объёму, я разбирал чуть больше месяца. И то, без ошибок не обошлось. Во-вторых, игровое поле всё-таки хотелось большего размера. Уж очень оно местами неудобно для игровых манипуляций.
На этом всё, внизу ещё несколько фоток с этой партии. Ну а я буду продолжать изучать мир варгеймов, правда, наверное, таким литературным пафосным названием «записки начинающего и тд» больше свою графоманию называть не буду



