Утащено из контакта:
100 лет нойзу или "Искусство шумов"
Итак, представьте себе:
Италия. 1913 год. Вечер. Дом. Квартира. 28-летний Луиджи Руссоло пишет письмо своему другу композитору-футурологу Франческо Прателла. Рука торопливо выводит буквы, дыхание почти не слышно, глаза горят азартом. "Классическая музыка – too mainstream", - пишет он, "а вот шумы это soooo underground".
Ну хорошо-хорошо, все было несколько иначе. Приведу выдержки из его письма, объясняющие концепцию шумовой музыки:
читать дальше"Первые звуки, которые человек извлёк из кусочков тростника или натянутой тетивы, среди недостатка звуков рассматривались им как нечто новое и удивительное. Первобытные люди относили звук к божественному, звук считался сакральным, извлекать звук было привилегией шаманов, которые использовали его для придания большей таинственности своим ритуалам. И, таким образом, родилась концепция звука как вещи в себе, отчетливого и независимого от жизни явления; и результатом этого явилась музыка - свой фантастический мир, превосходящий реальный, неприкасаемый, священный мир. Легко понять, как такое представление о музыке в результате столкнулось с неизбежными препятствиями на пути к прогрессу, в отличие от других видов искусства.
------------------------------------------------------------------------------
Поначалу музыка стремилась к чистоте, ясности и приятности звука. Тогда различные звуки были заботливо соединены, однако лишь с тем, чтобы ласкать ухо нежными гармониями. Сегодня музыка, поскольку она непрерывно становится более сложной, стремится соединить большинство противоречащих, странных и резких звуков. Таким образом, мы подходим ближе чем когда-либо к шумовому звуку.
------------------------------------------------------------------------------
Никуда не годится возражение, что шумы исключительно громки и неприятны уху.
Кажется бессмысленным перечислять все изящные и изысканные шумы, которые приносят приятные ощущения.
Чтобы убедиться в удивительном разнообразии шумов, достаточно подумать о раскате грома, свисте ветра, реве водопада, журчании ручья, шелесте листьев, грохоте несущейся лошади на расстоянии, перестуке покачивающейся телеги на мостовой, и щедром, торжественном, чистом дыхании ночного города; обо всех этих звуках, производимых дикими и домашними животными, и всех тех, которые могут быть произнесены ртом человека, если не обращаться к разговору или пению.
------------------------------------------------------------------------------
Ниже перечислены 6 семейств шумов футуристического оркестра, которые мы вскоре будем воспроизводить механическим способом:
1. Рёв, громыхание, взрывы, рык, удары, гул.
2. Свист, шипение, пыхтение.
3. Шёпот, бормотание, бубнение, ворчание, бурчание.
4. Визг, скрип, шорох, жужжание, хруст, трение
5. Шум от удара по металлам, дереву, коже, камням, керамике и т.п.
6. Голоса животных и людей, крики, визги, вопли, стенания, улюлюканье, вой, хрип, рыдание."
Русский перевод манифеста шумов можно прочитать здесь: necrodesign.livejournal.com/90017.html