Нашёл в сети: интервью со 121 (Музыкант из пректов Closing The Eternity и VelehentorНа пороге Вечности: интервью со 121 (CLOSING THE ETERNITY/Сумеречные Тени).
Идея интервью со 121-ым появилась после ознакомления с его работами образца 2006 года. В сети несложно отыскать диалоги с ним в роли участника VALHALLA и VELEHENTOR, но эмбиентный проект CLOSING THE ETERNITY, в свою очередь, до сих пор не удостоился внимания сетевых и печатных изданий. Поправку этого досадного недоразумения мы взяли на себя, в ходе разговора вплотную приблизившись к культовому сетевому изданию Сумеречные Тени, но намеренно не акцентируя внимание на вопросах, связанных с VELEHENTOR. Задел на будущее или осознанное игнорирование – покажет время.
Для затравки, было бы неплохо, если бы ты поведал краткую историю создания CLOSING THE ETERNITY.
Он как таковой не создавался... он появился сам собой, вместе со своим первым альбомом. Некоторые творческие замыслы просто обрели соответствующую форму.
В каком году появился твой дебютный альбом? И какими были твои творческие замыслы на тот момент?
Хмм... по-моему, это была зима 1998/1999 годов. Замыслы - хотелось слушать спокойную и далёкую от всего человеческого музыку. Вместо того, чтобы заниматься поисками чужих произведений, я решил написать несколько своих.
Первые записи представляли собой эмбиентную музыку или же нечто иное?
Эмбиент индустриального характера... после первых двух альбомов я решил отказаться от индустриальной составляющей.
Пост-индастриал добавлял музыке "человечности"? Или причина этого заключена в ином?
Да, ты прав. Пост-индустриальность - это земное. Мне она оказалась не столь интересна.
Интересно... но творчество многих пост-индустриальных коллективов как раз основывается на ощущениях пустоты, отстраненности, разрушения, вспомнить хотя бы такие направления, как dark ambient и death industrial.
Пост-индустриальность - неконкретный термин. У меня есть записи в стиле dark ambient, но там нет постиндустриальных элементов. Разрушение - это вообще не относится к СLOSING ТHE ЕTERNITY, если, конечно, не иметь в виду Время как инструмент разрушения.
В конце XX-века ты был участником металлической команды VALHALLA... уместны ли в твоем случае параллели с сайд-проектами норвежских black-металлистов вроде NEPTUNE TOWERS, WONGRAVEN etc?
Смотря какие аспекты ты намерен "запараллелить"... скорее нет, чем да.
Подойдем к вопросу с обратной стороны... выше по тексту ты упомянул, что CLOSING THE ETERNITY важен для тебя как для слушателя. То есть твоей целью не было расширение собственных творческих способностей?
Меня не интересуют собственные творческие способности как таковые - они мне нужны лишь постольку, поскольку я хочу писать музыку, которую потом собираюсь слушать. Именно нехваткой желаемой музыки объясняется и появление этого проекта, и моя собственная творческая эволюция.
Прогресса, развития и экспериментов от CLOSING THE ETERNITY, таким образом, ожидать не стоит?
Не могу ответить однозначно, ибо не загадываю на будущее... в обозримой перспективе - нет. Хотя, прежде чем отвечать на этот вопрос, стоит определиться с терминами "прогресс", "развитие" и "эксперимент". Что ты имеешь в виду?
До сих пор в рамках CLOSING THE ETERNITY ты занимался (дроун-)эмбиентной музыкой... не появляется ли у тебя желание записать материал, не соответствующий этому направлению? Эксперименты, в свою очередь, предполагают поиск новых форм и методов записи и получению звука, как материала музыки (во всяком случае именно такой я вижу экспериментальную музыку).
Ok, CLOSING THE ETERNITY - это исключительно droning ambient, в той или иной форме. Замыслы, не соответствующие этому критерию, будут отправлены в другие проекты. Относительно новых форм и методов я настроен скептически... меня, в первую очередь, интересует конечный результат, финальный саунд. В (пост-)индустриальной музыке всегда находится место новым методам звукоизвлечения, но чаще всего результат им не соответствует. Экспериментаторы записывали пустые здания, какие-то там мегаконструкции и звучания проводов, и невесть что ещё - а на выходе получается донельзя плоский и унылый шумовой эмбиент, да нойз. Иными словами, экспериментальность результата, как правило, не соответствует экспериментальности процесса. У меня нет цели изобрести что-то настолько новое, что доселе было неслыхано, а потому обхожусь традиционными методиками.
Традиционными методиками... какими, если не секрет? Иными словами, какие средства ты используешь для сочинения/записи музыки?
Волновой синтез, этнические инструменты и записи окружающей среды, которыми со мной щедро делится AD LUX TENEBRAE. Кроме них - традиционная обработка (ревербераторы, delay-процессоры и иже с ними).
Используешь ли ты компьютер в процессе звукозаписи и обработки? Или она ведется целиком и полностью в "железной" среде?
Компьютер, конечно же, использую. Железо использую только в том случае, если компьютер не справляется с возложенной на него задачей - такое бывает нечасто.
Поговорим о твоих альбомах. Как сегодня ты воспринимаешь свои первые записи (я имею в виду безымянные CD-R, изданные Fight Muzik)?
Воспринимаю нормально и слушаю регулярно. Естественно, сегодня я бы смог исполнить те пьесы более изящно, но я в любом случае и тогда, и сейчас вполне удовлетворён результатом - в противном случае я бы их просто не стал издавать... к слову сказать, второй свой CD-R-релиз на Fight Muzik я так и не слышал, посему не знаю, что там было записано... мои ли пьесы, например?
Насколько отличалась музыка, представленная на них от той, которую ты пишешь сейчас, твое мнение как автора?
Первые пьесы были более приземлённы, более эмоциональны, менее выверены технически. Однако категорических отличий от нынешних сочинений в них нет.
"Northern Lights Ambience", "Arctica"... почему именно Север? Не кажется ли тебе это слишком "земным" и пиближенным к человечеству?
Мало того, что не кажется... это как раз такие темы, которые крайне далеки от всего человеческого. Они были до, они будут после. Да, есть ещё "Northern Nights Ambience".
Я не слышал о нем...
В моей дискографии есть упоминание об этом альбоме - это тематическое продолжение виниловой семёрки, хотя и не похожее на неё по части музыкального материала.
Кстати, о твоем релизе на Drone Records - его инициатором был ты или Штефан?
Если я ничего не путаю, то Штефан - по крайней мере, первым письмо прислал он. Я уже несколько лет не рассылаю никаких промо и демо, не прошусь ни на какие лэйблы и тиражи. Максимум - в ходе разговора с потенциальным издателем могу предложить свой материал, если буду видеть, что он того заслуживает. Хотя, надо сказать, "Northern Lights Ambience" был написан в 2003 году именно для издания на Drone Recs. И предложение, которое я спустя три года получил от Штефана, только подтвердило мои соображения о том, что чему суждено сбыться - сбудется.
Ну да, от судьбы не убежишь. А вообще, имеет ли CLOSING THE ETERNITY известность за пределами ex-USSR?
По всей видимости, имеет - вскоре после издания "семёрки" мне написал Алессандро из Glacial Movements, и я написал пьесу "Pulse of Iceilence" для его дебютного сборника; не так давно пьеса "The Flight of Pluto" была издана на сборнике "Desert Space" от Tosom, Мартын из Epidemie Records предложил издать и издал диск "Nearby Being"... каждую неделю я получаю несколько писем с позитивными отзывами слушателей. В общем, процесс идёт и кому-то это всё ещё интересно.
Да, сборник "Cryosphere" получился замечательным, равно как и включенная в него твоя композиция. Раз уж развернули беседу за границу, контактируешь ли ты с зарубежными музыкантами? Если да, то с кем конкретно?
Поддерживаю контакт только с двумя - Матиасом Грассовым и Клаусом Визе. Особой нужды в контактах не испытываю, и (опять же) на переписку не напрашиваюсь... с Грассовым так сложилось исторически, а с Визе... это один из тех немногих, кто повлиял на моё творчество - я с трудом поддаюсь влияниям извне.
Насколько мне известно, Клаусом Визе и Маттиас Грассов пришли в drone ambient (хотя... уместен ли этот термин для описания их музыки?) из этнической музыки и new age... ты, в свою очередь, занимался пост-индастриалом и металлом, при этом CLOSING THE ETERNITY имеет немало общего с их творчеством. Что ты думаешь по этому поводу?
Если двое пойдут к Северному полюсу с разных сторон, они встретятся на полюсе. Это именно тот случай. И не сомневайся: термин "drone ambient" категорически уместен для описания дроун-эмбиентных альбомов Клауса и Матиаса.
Кстати, Маттиас Грассов помимо занятий drone ambient является участником black/death-metal-коллективов. Из более-менее известных эмбиентных композиторов, прикладывающих руки к металлической музыке, я могу навскидку вспомнить разве что Эйдана Бейкера и его проект NADJA... как по-твоему, увлечение металлом накладывает отпечаток на drone-сторону твоего творчества?
NADJA - это, всё-таки, не металл в традиционной его трактовке... это просто форма, в которую заключено соверешенно не-металлическое содержание. Касаемо сопрокосновений металла и дроуна в творчестве CTE - уверен, что они отсутствуют, и металл никак не влияет на музыку CTE (за исключением металлических колокольчиков, поющих чаш и стального хомуза).
Какую музыку (разумеется, помимо CTE) ты предпочитаешь слушать?
В самом фаворе находятся, естественно, drone, а также металл 1980-х гг. Всё остальное - позади них... это и современный металл, и фольклор с этникой, и нойз, и авангард, и т.д. - всё равными порциями, и по большей части из любопытства.
Что конкретно предпочитаешь из drone? Скажем так, те же OOPHOI или Визе разительно отличаются от TROUM или YEN POX...
Ну, выше всех и в стороне от находится Клаус Визе - это пример творчества, которое случается в состоянии полное слияния с горним миром - в суфизме оно называется baqa billah. Тогда человек на время перестаёт быть человеком...
Из прочих музыкантов - это, безусловно, Mathias Grassow, David Hykes и его последователь Jim Cole, это Стив Роуч с альбомами "Darkest Before Dawn" и "Dream Circle". Что касается OOPHOI, TROUM и проч. - это форма с гораздо меньшим процентным количеством содержания... я не отказываю им в определённом таланте, однако калибр этих артистов на порядок меньше, чем у первой пятёрки.
Каково твое отношение к духовным практикам восточных религий?
С духовными практиками восточных религий я сам непосредственно не сталкивался, однако суфизм с его целью растворения суфия в аллахе словно капли воды в океане мне почти что импонирует.
Вдохновение - что является его источником в твоем случае?
Не знаю... подавляющее большинство пьес CLOSING THE ETERNITY написано как раз в состоянии такого мистического, необъяснимого озарения - я не готов поручиться за то, что я являюсь истинным автором своей музыки. Когда я записываю эти композиции, моё ratio полностью отключается от осознания творческого процесса - мозг из центра управления превращается в, если угодно, центр ретрансляции. Когда спустя сутки-двое после записи я слушаю финальный вариант пьесы, я практически никогда не могу объяснить себе, почему она получилась именно так, а не иначе... я не могу вспомнить сам процесс превращения замысла в звук. У этого феномена есть название "channeling music".
Т.е. музыка CLOSING THE ETERNITY не является реакцией на испытанные тобой ощущения и эмоции?
Ни в коей мере. Я подозреваю, что в музыке CLOSING THE ETERNITY меня как личности неизмеримо мало... там нет эмоций, нет ощущений. Мне проще сравнить эту музыку с ветром или потоком воды - в них тоже нет ни эмоций, ни ощущений. Контр-примером является "Арктика" - сугубо описательная пьеса, но равным образом лишённая каких-либо моих эмоций.
Как по-твоему, такой подход к записи музыки исключает возможность "живых" выступлений?
Вообще говоря, не исключает. Я не занимаюсь духовными практиками, однако вполне допускаю, что такой подход позволяет музыканту впадать в такой своеобразный "транс" непосредственно на сцене - безусловно, зрители вряд ли смогут заметить это... но смогут услышать.
У тебя имеется опыт исполнения эмбиентной или пост-индустриальной музыки вживую?
Да, имеется. Я не собираюсь развивать этот опыт дальше - он не приносит мне ни особого удовольствия, ни реального интереса.
Т.е. выступлений CLOSING THE ETERNITY ожидать не стоит?
Конечно же, нет. Мне это не нужно.
Планируешь ли ты уделить внимание VALHALLA и VELEHENTOR, или же сосредоточен на CLOSING THE ETERNITY?
Я не планирую такие вещи; вдохновение - внеплановый фактор. VELEHENTOR не лишается моего внимания - месяц тому назад был подготовлен мини-альбом VELEHENTOR "Зона Отчуждения" для сплита с AYMREV ERKROZ PREVRE , на прошлой неделе - альбом "The Asha Blaze - 7 Minutes Later" для сплита с ростовчанами КАРНА. VALHALLA тоже никуда не делась - появится возможность, с удовольствием запишу её нереализованный материал.
Как ты относишься к совместным работам? Не так давно свет увидела твоя коллаборация с AD LUX TENEBRAE "Nearby Being", можешь сказать о ней пару слов?
К совместным работам отношусь спокойно и с пониманием. AD LUX TENEBRAE - уральский самородок, интуитивно пришедший к экспериментальной шаманской музыке... опять же - не иначе как судьба пересекла наши с ним пути. На самом деле будет целая серия совместных с ним альбомов, первым из которых стал как раз "Nearby Being" - полностью акустический ambient без использования синтезаторов. Он был записан и сведён воедино всего за несколько часов в состоянии упомянутого выше "мистического озарения". Тематика альбома до сих пор остаётся не до конца ясной для меня... тени и призраки, тишина и время. Наверное, так. Следующим совместным альбомом стал 90-минутный "Skywards The Infinity", ну и кроме него есть несколько отдельных пьес в аналогичной стилистике - например, получасовой трансовый эмбиент "Ghanood".
Если мне не изменяет память, среди альбомов VELEHENTOR были и нереализованные shamanic drone-записи...
Да, ты говоришь о неизданном пока продолжении альбома "Перевал Дятлова" - совместной записи с AD LUX TENEBRAE "Мань Пупыкнёр".
Не расскажешь о нем поподробнее?
Запись датируется примерно 2002 или 2003 годом - это, по-моему, первый наш серьёзный опыт совместного написания музыки. Плотный низкочастотный drone, составленный из множества подручных источников звука - металл, лёд, стекло, вода и всякое прочее... более детально это всё описано где-то в моих архивах, надо смотреть. Характер звучания несколько более мрачный и агрессивный, чем у самого "Перевала Дятлова". Могу ошибаться, но большую часть работы по его написанию проделал AD LUX TENEBRAE... примерно 3/4.
Что означает название этого альбома?
Мань-Пупыкнёр - горное плато на Полярном Урале с высокими гранитными останцами. Оно расположено недалеко от гор Холат Сях'л и Отортен.
Кстати, имеет ли для тебя какое-либо значение природа Урала?
Для меня лично - да, имеет. Для творчества CLOSING THE ETERNITY - не имеет абсолютно никакого значения.
Ну, я так понял, что CLOSING THE ETERNITY вообще не имеет никакого отношения к материальным вещам... можно поинтересоваться насчет значения природы для тебя лично?
Можно. Люблю созерцать как погибающую природу промышленных территорий, так и бескрайние лесные и горные просторы Урала. И в том, и в другом случае я вижу, насколько ничтожен человек как перед самой природой, так и перед деяниями рук своих.
Абсолютно согласен. Отвлечемся несколько от CLOSING THE ETERNITY. Музыка - единственный вид творчества, которым ты занимаешься?
Да, единственный. Если, конечно, не считать творчеством редакторство в Сумеречных Тенях.
Иные формы тебя не интересуют?
Иные формы меня не интересуют... нет у меня склонности к иному.
Склонности = таланта? Или же тебе это просто неинтересно?
Про собственные таланты я считаю возможным говорить только при наличии таланта очевидного и безоговорочного. Так что пусть другие решают... для меня это остаётся не более, чем склонностью. Не знаю, насколько взаимосвязаны интересы и склонности, но другие виды творчества мне действительно неинтересны - ни кино, ни танцы, ни скульптура. Я совершенно равнодушен к ним.
Соответственно, вдохновение чужими произведениями в твоем случае сведено к нулю?
Нет, не к нулю. Если вести речь именно о вдохновении, то, например, музыка Клауса Визе вдохновила меня на написание длинных статичных пьес, сыгранных на поющих чашах... это было именно "вдохновение" в буквальном смысле этого слова - полагаю, я смог уловить принцип и само существо такой музыки. В результате появились сразу несколько пьес, кульминацией среди которых стал 761-минутный эмбиенс "Fatah"... вероятно, одно из самых длинных и статичных произведений в современной drone-музыке. Именно его я и слушаю в настоящий момент, отвечая на твои вопросы.
Можно немного поподробнее о нем...
Идею этого альбома, "With Eternity", подал Владимир/Abgurd - записать нечто действительно масштабное. Поначалу я намеревался сделать длинную композицию и вписать в неё разные ипостаси drone-музыки... однако после недолгого обдумывания я понял, что мне это будет не совсем интересно и, более того, я не смогу самостоятельно записать один из важнейших и древнейших дроунов - звучание тамбуры, индийского монохорда. Поэтому я подошёл к идее с другой стороны - записать единообразную композицию только с помощью поющих чаш. Признаюсь, я не играл всю пьесу "живьём" и предпочёл закольцевать некоторые её фрагменты - уверен, что это пошло ей на пользу. Несколько прослушиваний конечного результата полностью устроили меня - мне нравится внимать звучанию этой пьесы.
Т.е. "Fatah" это одна из композиций "With Eternity"? И, было бы нелишним, если бы ты поясним смысл этого слова.
"Fatah" - единственная его композиция. Смысл слова - отрешение от времени и пространства, становление себя и бытие вне оных.
В некотором смысле "отрешение" может быть достигнуто применением растительно-химических препаратов и соединений, чем не брезгует пользоваться определенный контингент музыкантов. Какова твоя позиция в данном вопросе?
Пусть пользуются. Я равнодушен к растительной химии в той же мере, что и к балету или гончарному искусству. Более того, я считаю, что музыка, написанная под воздействием подобных препаратов, зачастую мало- или вообще неслушабельна на трезвую голову.
Где обычно ты занимаешься записью музыки? И влияет ли окружающая обстановка на этот процесс (иными словами, не было ли побуждений к записи материала, скажем, в промзоне или среди Уральских гор)?
Записью обычно занимаюсь либо в студии (если есть необходимость записывать акустические инструменты), либо дома - если работаю сугубо с электронным звуком. Соответственно, окружающая обстановка влияет на процесс только с точки зрения технологического комфорта - наличие изолированного помещения, коммутации и проч. Записывать музыку где-то в ином месте я не собирался и не собираюсь - результат будет заведомо хуже... такими записями много занимается AD LUX TENEBRAE - у него есть талант найти нужный звук, нужную атмосферу и в лесу, и в промозоне, и среди Уральских гор. Мне, как правило, остаётся лишь слегка подровнять его находки.
Твое имя можно нередко встретить в обложках альбомов различныз металлических и пост-индустриальных формаций в строке "мастеринг". Ты занимался звукорежиссурой профессионально или это результат собственного опыта?
Это полностью собственный опыт, пройденный с нуля. Последний практикум по звукорежиссуре я получил году, наверное, в 1998-м... с тех пор - только самостоятельная работа. Мастеринг - наиболее интересная для меня стадия работы над записью; она оттачивает умение подчеркнуть звуковые и смысловые акценты записи, грамотно расставить паузы или наоборот, сделать точный и аккуратный non-stop и т.д. В конечном итоге, это помогает и при написании собственной музыки.
Музыкальное образование - получал ли ты его когда-нибудь?
В основном, практическое - работа в эстрадном оркестре.
В чем она заключалась?
Репетиции, концерты... богатый практический опыт создал неплохую базу для дальнейшего творчества.
Фундамент технического характера? Навряд ли на эстраде был востребован drone или black metal...
Естественно, сугубо теоретико-техническая подготовка - от понимания сущности и процесса аранжировки до грамотной коммутации в студии и на сцене. Широкий спектр знаний и информации.
К слову о black metal - если я не ошибаюсь, Сумеречные Тени недавно разменяли второй десяток. Изменились ли цели этого издания и каковы они на сегодняшний день?
О целях: единственное принципиальное изменение - где-то с 2006 года ресурс стал целиться преимущественно в metal-музыку. Это совершенно не означает, что я утратил интерес к постиндустриальному творчеству... скорее, мне нечего о нём сказать. А если слова находятся, то я говорю их в другом месте. Я не знаю, как долго сохранится такое положение вещей; я вполне допускаю, что в дальнейшем вернусь формату металл/не-металл. Предназначение же ресурса осталось неизменным - публикация моих личных соображений о всякой, преимущественно непопулярной, музыке. Как оказалось, мои заметки интересны многим - честно говоря, начав публиковать свои измышления в 1997 году, я совершенно не рассчитывал на появление последователей и чрезмерный, как мне кажется, интерес. Ну и засовывать таким образом шпильки бездарям под ногти тоже нравится.
Т.е. Сумеречные Тени всегда являлись ресурсом исключительно музыкально-информационным?
Это виднее со стороны - кому-то он видится музыкально-информационным, кому-то - идеологическим, кому-то - просто оскорбительным. Это up 2 the eye of beholder.. Я просто излагаю собственные соображения на музыкальные и околомузыкальные темы.
Соображений на музыкальные темы в последнее время больше... "идеология" перестала тебя волновать?
Не то, чтобы перестала. В нескольких своих статьях мы уже сказали то, что хотели сказать об идеологиях - зачем повторяться и жевать словесную жвачку? Все, кому это интересно или в новинку, могут прочесть их. Естественно, за последние 10 лет в моём мировоззрении кое-что поменялось, но это всё на уровне деталей - я просто расставил акценты чуть иначе, чем ранее. А если связывать идеологию с музыкой, с Расстрелами - она остаётся практически неизменной.
С музыкой и Расстрелами... а если проводить параллели лично к тебе? Сумеречные Тени суть отражение твоего (вашего) мировоззрения?
Скорее нет, чем да... или, точнее сказать, отражение части моего музыкального мировоззрения. Ошибается тот, кто примеряет лекало Сумеречных Теней на меня - это всего лишь проекция, причём не самая информативная.
В чем заключается твое музыкальное мировоззрение?
Хмм... в том объёме известной мне музыки, которую я запомнил и проанализировал на протяжении последних 20+ лет. Осмысление полученного опыта дало мне умения (а) слышать искренность в творчестве (б) определять интересность группы для меня по её названию с точностью порядка 95% (в) общие критерии оценки творчества (г) умение обойтись без этих критериев там, где они не совсем уместны и, пожалуй, самое важное - (д) умение применить эти критерии к собственному творчеству. Не секрет, что там, где сторонний слушатель слышит постылое графоманское ушлёпство, недалёкий автор зачастую слышит бездну смыслов... вернее, "смыслов" или даже лишь их фантомов.
Ну... это не редкость - желание и одновременно неумение сочинять и исполнять музыку. Часть таких юных музыкантов попадает под ваши Расстрелы. С какой целью ты уделяешь внимание демо-записям?
Здесь интерес самый простой: напомнить о существовании тех, о ком большинство даже представления не имеет. Естественно, это не какая-то сверхзадача, но моя неприязнь к мэйнстримной музыке естественным образом распространяется и на Сумеречные Тени. Зачастую это единственный источник информации о том или ином забытом релизе... а о мэйнстриме и без меня напишут 10 раз.
Хммм... вообще-то я имел в виду именно демо-записи начинающих музыкантов...
А я именно про них и написал. К "забытом" можно добавить "неизвестном". Иногда, хотя и редко, среди навала всякого демо-хлама можно найти вполне приличные записи.
Но вы не пропускаете мимо сектора обзора Сумеречных Теней провальные и халтурные записи, раздавая всем по заслугам - это тоже часть музыкального мировоззрения?
Да, безусловно. Во-первых, что может помешать написать о провальных и халтурных записях? По-моему, ничего. У меня нет намерения писать только о том, что понравилось... или что не понравилось. Я пишу о том, что привлекло моё внимание и о чём мне есть, что сказать. Во-вторых, мировоззрение нельзя строить только на избранном и лучшем - чёрное познаётся на фоне белого. В-третьих, мне не лень прослушать сотню бездарных и пустых записей, чтобы найти в них один или два интересных фрагмента; я не перестаю учиться - с годами я стал слышать музыку иначе, с множеством мелких деталей и нюансов, на которые раньше не обращал внимания. Мне интересно "отлавливать" эти мелочи для себя, собственного творчества... должен сказать, что их не так уж и мало.
А какова реакция со стороны музыкантов в таких случаях? Иногда амбиции и осознание откровенности собственного творчества затмевает самоанализ и самокритичность...
Реакций случается целый спектр. Причём (зачастую) затмение, находящее на бездарей в случае прочтения негативного отклика, подавляет не только самокритичность, но и элементарную внимательность - уже не раз я получал упрёки в том, что мне лишь бы всех подряд оскорбить и унизить. Мне странно читать такие выпады, ибо простое сравнение положительных и отрицательных отзывов показывает совершенно иную картинку и соотношение оных. С другой стороны, мне приятно читать эти пустые всплески эмоций - они означают, что шпилька, вставленная под ноготь, была вставлена не зря. Впрочем, я никогда не рассчитываю, что некий лузер прочтёт критику в свой адрес, встрепенётся и пересмотрит своё отношение к собственному творчеству - большинство таких остаётся сидеть на прежних кочках в обжитом болоте, пафосно квакать да рыгать... однако я всегда признаю имеющиеся ошибки и неточности, если мне на них указывают с аргументами и фактами. Hint: под "аргументами" не стоит понимать подручные средства для уличной драки.
А вообще устанавливаешь/поддерживаешь связь с участниками "расстрелянных" формаций?
С единицами - меня не интересует широкий круг знакомств.
Можно ли найти твои публикации где-либо помимо Сумеречных Теней?
Например, на Dark Industry.
Каким образом завязалось твое сотрудничество с ним?
Сейчас уже и не вспомнить... могу предположить, что Абигор (главный редактор и mastermind Dark Industry – прим. RadioNoizz) написал мне какое-то письмо с одобрением политики Сумеречных Теней. Ну а два правильных ресурса завсегда смогут договориться.
Не так давно ты расстрелял контент Dark Industry. Это был единичный случай или подобные выпады в сторону пост-индастриала из сторонних ресурсов (того же D.I.) запланированы в будущем?
На Dark Industry скоро будет продолжение. Вряд ли это будет регулярная практика - в данном случае я всего лишь взял на себя просроченные задолженности Абигора перед музыкантами; у него накопилась пачка промо-релизов, и он предложил мне написать свои соображения на их счёт. Вероятно, это не совсем то, что музыканты ожидали - например, гоша из шумов россии сильно оскорбился - но горькая правда, имхо, лучше, чем сладкая ложь.
А вообще испытываешь ли интерес к музыкальной публицистике как читатель?
Нет, не испытываю. Во-первых, путёвой музыкальной публицистики в рунете практически нет. Во-вторых, никто не пишет о том, что интересно мне - приходится писать самому. Если мне требуется мнение со стороны, я интересуюсь оным в частном порядке у тех, кому я склонен доверять в таких вопросах.
Некоторое время назад Интернет заполонили кальки с Сумеречных Теней (их имена опустим, тем более немногие в состоянии их сейчас вспомнить). Твое отношение к этому?
Забавное отношение. С одной стороны, это подтверждение правильности выбранного мной курса. С другой стороны, что мешает авторам этих калек (двусмысленно, но тем не менее) найти свой стиль изложения мыслей? Большинство моих знакомых сходится во мнении, что с Сумеречными Тенями и не потягаться... а здесь уже можно вернуться к вопросу о самокритичности и самооценке.
И какова она в твоем случае по отношению к Сумеречным Теням?
Из технических недоработок - надо изживать тавтологию, формировать более образный лексический аппарат и следить за фактологией текстов. Особых же творческих недостатков я не вижу.
Можешь ли ты выделить что-нибудь из пост-индустриальной музыки, интересное лично тебе?
Хм... что ты вкладываешь в понятие "интересное"? Вопрос мой вовсе не празден...
Ok, интересное для прослушивания с точки зрения слушателя и познавательное на предмет техники сочинения и исполнения с точки зрения композитора.
Вот чтобы так, сразу два-в-одном - наверное, только второй альбом SEPHIROTH. Да и то, оригинальный диск я счёл за лучшее продать незадорого. Последнее время выходит много любопытных работ, но действительно интересных - захватывающих - среди них как-то не вспоминается. Ну, если напомнишь других кандидатов - возможно, я соглашусь. Или не соглашусь. Хотя... уточни - ты имеешь в виду релизы только последнего времени, или вообще за последние 30+ лет?
"Draconian Poetry" великолепен... скорее последних 30 лет - сверхвпечатлившие релизы последнего времени навскидку я тоже перечислить не возьмусь.
Ну, в этом случае можно набрать целый список... в первую очередь должно отметить музыку PUISSANCE и ARDITI, многое из ранних релизов Cold Meat Industry, ATRAX MORGUE, американскую power/electronics-сцену в лице CONTROL/SLOGUN сотоварищи, чуть в меньшей степени - MAEROR TRI/TROUM, LES JOYAUX DE LA PRINCESSE и первые альбомы DERNIERE VOLONTE, ENDURA, HYBRYDS, Z'ev. Можно долго перечислять, но всё равно что-то запамятовать.
Ты предпочитаешь слушать музыку с оригинальных CD/CDr, или тебя не смущает отсутствие оформления и сопутствующего фетиш-скраба?
Я предпочитаю слушать музыку в mp3-формате; по крайней мере, 99+% той музыки, что я слушаю, не теряет от некоторого сжатия ничего существенного - таковы реалии сегодняшней индустрии звукозаписи, как мажорной, так и независимой. Хотя, конечно, есть целый ряд релизов, которые в mp3-формате не звучат никак - например, записи Штефана Микуса (Stephan Micus) и некоторые альбомы Роберта Рича.
Оформление мне не столь важно; в конце концов, если автор не смог воплотить весь свой замысел в музыке, значит он недоработал. К изобразительному искусству и фетишам я практически равнодушен.
Т.е. приблизительно 80-90% информационного пространства в формате cd-da занято на самом деле пустыми сигналами?
Нет, не так. 80-90% CDDA-релизов не в полной мере используют технические возможности этого стандарта... общий уровень звукорежиссуры пост-индустриальной музыки по-прежнему остаётся на уровне магнитофонных кассет. Учитывая этот факт, а также то, что mp3-файлы гораздо удобнее в повседневном обращении, чем оригинальные диски, я сделал выбор не в пользу дисков. Хотя, должен сказать, диски приобретаю регулярно и не так уж и мало - правда, в основном, металл.
Не мог бы ты для наглядности привести примеры тех пост-индустриальных исполнителей, для которых формат mp3 слишком узок?
Без ложной скромности - CLOSING THE ETERNITY. Слышанная мной оцифровка "семёрки" имеет мало общего с реальным звучанием пьес. BAD SECTOR сильно теряет очарование... а в общем случае - любые другие записи, где одной из доминант являются резкие или острые высокочастотные звуки.
A-la power electronics/rhythmic noise?
Там потери качества и фактуры, как правило, маскируются гипертрофированной динамикой композиций. Исключения, безусловно, существуют, но с ходу назвать их я не готов... думаю, каждый сможет определить их для себя сам.
Слушаешь ли ты записи на винилах и что вообще о них думаешь?
Слушаю, конечно. Думаю, что издавать на виниле альбомы, записанные в цифровой среде, совершенно ни к чему. Опять же, "Northern Lights Ambience" хотя и записан в цифре, но записан именно с прицелом на виниловый релиз - щелчки самой записи очень сложно отделить от щелчков носителя. Возвращаясь к общему случаю, винил - носитель для музыки, записанной в полностью аналоговой студии высокого класса. Я не припоминаю, чтобы кто-то из постиндустриальных музыкантов записывался в таких условиях.
Под завязку отвлеченный вопрос о высших сферах: что по-твоему скрыто за порогом Вечности?
Хуй знает. Это не моего ума дело.
Идея интервью со 121-ым появилась после ознакомления с его работами образца 2006 года. В сети несложно отыскать диалоги с ним в роли участника VALHALLA и VELEHENTOR, но эмбиентный проект CLOSING THE ETERNITY, в свою очередь, до сих пор не удостоился внимания сетевых и печатных изданий. Поправку этого досадного недоразумения мы взяли на себя, в ходе разговора вплотную приблизившись к культовому сетевому изданию Сумеречные Тени, но намеренно не акцентируя внимание на вопросах, связанных с VELEHENTOR. Задел на будущее или осознанное игнорирование – покажет время.
Для затравки, было бы неплохо, если бы ты поведал краткую историю создания CLOSING THE ETERNITY.
Он как таковой не создавался... он появился сам собой, вместе со своим первым альбомом. Некоторые творческие замыслы просто обрели соответствующую форму.
В каком году появился твой дебютный альбом? И какими были твои творческие замыслы на тот момент?
Хмм... по-моему, это была зима 1998/1999 годов. Замыслы - хотелось слушать спокойную и далёкую от всего человеческого музыку. Вместо того, чтобы заниматься поисками чужих произведений, я решил написать несколько своих.
Первые записи представляли собой эмбиентную музыку или же нечто иное?
Эмбиент индустриального характера... после первых двух альбомов я решил отказаться от индустриальной составляющей.
Пост-индастриал добавлял музыке "человечности"? Или причина этого заключена в ином?
Да, ты прав. Пост-индустриальность - это земное. Мне она оказалась не столь интересна.
Интересно... но творчество многих пост-индустриальных коллективов как раз основывается на ощущениях пустоты, отстраненности, разрушения, вспомнить хотя бы такие направления, как dark ambient и death industrial.
Пост-индустриальность - неконкретный термин. У меня есть записи в стиле dark ambient, но там нет постиндустриальных элементов. Разрушение - это вообще не относится к СLOSING ТHE ЕTERNITY, если, конечно, не иметь в виду Время как инструмент разрушения.
В конце XX-века ты был участником металлической команды VALHALLA... уместны ли в твоем случае параллели с сайд-проектами норвежских black-металлистов вроде NEPTUNE TOWERS, WONGRAVEN etc?
Смотря какие аспекты ты намерен "запараллелить"... скорее нет, чем да.
Подойдем к вопросу с обратной стороны... выше по тексту ты упомянул, что CLOSING THE ETERNITY важен для тебя как для слушателя. То есть твоей целью не было расширение собственных творческих способностей?
Меня не интересуют собственные творческие способности как таковые - они мне нужны лишь постольку, поскольку я хочу писать музыку, которую потом собираюсь слушать. Именно нехваткой желаемой музыки объясняется и появление этого проекта, и моя собственная творческая эволюция.
Прогресса, развития и экспериментов от CLOSING THE ETERNITY, таким образом, ожидать не стоит?
Не могу ответить однозначно, ибо не загадываю на будущее... в обозримой перспективе - нет. Хотя, прежде чем отвечать на этот вопрос, стоит определиться с терминами "прогресс", "развитие" и "эксперимент". Что ты имеешь в виду?
До сих пор в рамках CLOSING THE ETERNITY ты занимался (дроун-)эмбиентной музыкой... не появляется ли у тебя желание записать материал, не соответствующий этому направлению? Эксперименты, в свою очередь, предполагают поиск новых форм и методов записи и получению звука, как материала музыки (во всяком случае именно такой я вижу экспериментальную музыку).
Ok, CLOSING THE ETERNITY - это исключительно droning ambient, в той или иной форме. Замыслы, не соответствующие этому критерию, будут отправлены в другие проекты. Относительно новых форм и методов я настроен скептически... меня, в первую очередь, интересует конечный результат, финальный саунд. В (пост-)индустриальной музыке всегда находится место новым методам звукоизвлечения, но чаще всего результат им не соответствует. Экспериментаторы записывали пустые здания, какие-то там мегаконструкции и звучания проводов, и невесть что ещё - а на выходе получается донельзя плоский и унылый шумовой эмбиент, да нойз. Иными словами, экспериментальность результата, как правило, не соответствует экспериментальности процесса. У меня нет цели изобрести что-то настолько новое, что доселе было неслыхано, а потому обхожусь традиционными методиками.
Традиционными методиками... какими, если не секрет? Иными словами, какие средства ты используешь для сочинения/записи музыки?
Волновой синтез, этнические инструменты и записи окружающей среды, которыми со мной щедро делится AD LUX TENEBRAE. Кроме них - традиционная обработка (ревербераторы, delay-процессоры и иже с ними).
Используешь ли ты компьютер в процессе звукозаписи и обработки? Или она ведется целиком и полностью в "железной" среде?
Компьютер, конечно же, использую. Железо использую только в том случае, если компьютер не справляется с возложенной на него задачей - такое бывает нечасто.
Поговорим о твоих альбомах. Как сегодня ты воспринимаешь свои первые записи (я имею в виду безымянные CD-R, изданные Fight Muzik)?
Воспринимаю нормально и слушаю регулярно. Естественно, сегодня я бы смог исполнить те пьесы более изящно, но я в любом случае и тогда, и сейчас вполне удовлетворён результатом - в противном случае я бы их просто не стал издавать... к слову сказать, второй свой CD-R-релиз на Fight Muzik я так и не слышал, посему не знаю, что там было записано... мои ли пьесы, например?
Насколько отличалась музыка, представленная на них от той, которую ты пишешь сейчас, твое мнение как автора?
Первые пьесы были более приземлённы, более эмоциональны, менее выверены технически. Однако категорических отличий от нынешних сочинений в них нет.
"Northern Lights Ambience", "Arctica"... почему именно Север? Не кажется ли тебе это слишком "земным" и пиближенным к человечеству?
Мало того, что не кажется... это как раз такие темы, которые крайне далеки от всего человеческого. Они были до, они будут после. Да, есть ещё "Northern Nights Ambience".
Я не слышал о нем...
В моей дискографии есть упоминание об этом альбоме - это тематическое продолжение виниловой семёрки, хотя и не похожее на неё по части музыкального материала.
Кстати, о твоем релизе на Drone Records - его инициатором был ты или Штефан?
Если я ничего не путаю, то Штефан - по крайней мере, первым письмо прислал он. Я уже несколько лет не рассылаю никаких промо и демо, не прошусь ни на какие лэйблы и тиражи. Максимум - в ходе разговора с потенциальным издателем могу предложить свой материал, если буду видеть, что он того заслуживает. Хотя, надо сказать, "Northern Lights Ambience" был написан в 2003 году именно для издания на Drone Recs. И предложение, которое я спустя три года получил от Штефана, только подтвердило мои соображения о том, что чему суждено сбыться - сбудется.
Ну да, от судьбы не убежишь. А вообще, имеет ли CLOSING THE ETERNITY известность за пределами ex-USSR?
По всей видимости, имеет - вскоре после издания "семёрки" мне написал Алессандро из Glacial Movements, и я написал пьесу "Pulse of Iceilence" для его дебютного сборника; не так давно пьеса "The Flight of Pluto" была издана на сборнике "Desert Space" от Tosom, Мартын из Epidemie Records предложил издать и издал диск "Nearby Being"... каждую неделю я получаю несколько писем с позитивными отзывами слушателей. В общем, процесс идёт и кому-то это всё ещё интересно.
Да, сборник "Cryosphere" получился замечательным, равно как и включенная в него твоя композиция. Раз уж развернули беседу за границу, контактируешь ли ты с зарубежными музыкантами? Если да, то с кем конкретно?
Поддерживаю контакт только с двумя - Матиасом Грассовым и Клаусом Визе. Особой нужды в контактах не испытываю, и (опять же) на переписку не напрашиваюсь... с Грассовым так сложилось исторически, а с Визе... это один из тех немногих, кто повлиял на моё творчество - я с трудом поддаюсь влияниям извне.
Насколько мне известно, Клаусом Визе и Маттиас Грассов пришли в drone ambient (хотя... уместен ли этот термин для описания их музыки?) из этнической музыки и new age... ты, в свою очередь, занимался пост-индастриалом и металлом, при этом CLOSING THE ETERNITY имеет немало общего с их творчеством. Что ты думаешь по этому поводу?
Если двое пойдут к Северному полюсу с разных сторон, они встретятся на полюсе. Это именно тот случай. И не сомневайся: термин "drone ambient" категорически уместен для описания дроун-эмбиентных альбомов Клауса и Матиаса.
Кстати, Маттиас Грассов помимо занятий drone ambient является участником black/death-metal-коллективов. Из более-менее известных эмбиентных композиторов, прикладывающих руки к металлической музыке, я могу навскидку вспомнить разве что Эйдана Бейкера и его проект NADJA... как по-твоему, увлечение металлом накладывает отпечаток на drone-сторону твоего творчества?
NADJA - это, всё-таки, не металл в традиционной его трактовке... это просто форма, в которую заключено соверешенно не-металлическое содержание. Касаемо сопрокосновений металла и дроуна в творчестве CTE - уверен, что они отсутствуют, и металл никак не влияет на музыку CTE (за исключением металлических колокольчиков, поющих чаш и стального хомуза).
Какую музыку (разумеется, помимо CTE) ты предпочитаешь слушать?
В самом фаворе находятся, естественно, drone, а также металл 1980-х гг. Всё остальное - позади них... это и современный металл, и фольклор с этникой, и нойз, и авангард, и т.д. - всё равными порциями, и по большей части из любопытства.
Что конкретно предпочитаешь из drone? Скажем так, те же OOPHOI или Визе разительно отличаются от TROUM или YEN POX...
Ну, выше всех и в стороне от находится Клаус Визе - это пример творчества, которое случается в состоянии полное слияния с горним миром - в суфизме оно называется baqa billah. Тогда человек на время перестаёт быть человеком...
Из прочих музыкантов - это, безусловно, Mathias Grassow, David Hykes и его последователь Jim Cole, это Стив Роуч с альбомами "Darkest Before Dawn" и "Dream Circle". Что касается OOPHOI, TROUM и проч. - это форма с гораздо меньшим процентным количеством содержания... я не отказываю им в определённом таланте, однако калибр этих артистов на порядок меньше, чем у первой пятёрки.
Каково твое отношение к духовным практикам восточных религий?
С духовными практиками восточных религий я сам непосредственно не сталкивался, однако суфизм с его целью растворения суфия в аллахе словно капли воды в океане мне почти что импонирует.
Вдохновение - что является его источником в твоем случае?
Не знаю... подавляющее большинство пьес CLOSING THE ETERNITY написано как раз в состоянии такого мистического, необъяснимого озарения - я не готов поручиться за то, что я являюсь истинным автором своей музыки. Когда я записываю эти композиции, моё ratio полностью отключается от осознания творческого процесса - мозг из центра управления превращается в, если угодно, центр ретрансляции. Когда спустя сутки-двое после записи я слушаю финальный вариант пьесы, я практически никогда не могу объяснить себе, почему она получилась именно так, а не иначе... я не могу вспомнить сам процесс превращения замысла в звук. У этого феномена есть название "channeling music".
Т.е. музыка CLOSING THE ETERNITY не является реакцией на испытанные тобой ощущения и эмоции?
Ни в коей мере. Я подозреваю, что в музыке CLOSING THE ETERNITY меня как личности неизмеримо мало... там нет эмоций, нет ощущений. Мне проще сравнить эту музыку с ветром или потоком воды - в них тоже нет ни эмоций, ни ощущений. Контр-примером является "Арктика" - сугубо описательная пьеса, но равным образом лишённая каких-либо моих эмоций.
Как по-твоему, такой подход к записи музыки исключает возможность "живых" выступлений?
Вообще говоря, не исключает. Я не занимаюсь духовными практиками, однако вполне допускаю, что такой подход позволяет музыканту впадать в такой своеобразный "транс" непосредственно на сцене - безусловно, зрители вряд ли смогут заметить это... но смогут услышать.
У тебя имеется опыт исполнения эмбиентной или пост-индустриальной музыки вживую?
Да, имеется. Я не собираюсь развивать этот опыт дальше - он не приносит мне ни особого удовольствия, ни реального интереса.
Т.е. выступлений CLOSING THE ETERNITY ожидать не стоит?
Конечно же, нет. Мне это не нужно.
Планируешь ли ты уделить внимание VALHALLA и VELEHENTOR, или же сосредоточен на CLOSING THE ETERNITY?
Я не планирую такие вещи; вдохновение - внеплановый фактор. VELEHENTOR не лишается моего внимания - месяц тому назад был подготовлен мини-альбом VELEHENTOR "Зона Отчуждения" для сплита с AYMREV ERKROZ PREVRE , на прошлой неделе - альбом "The Asha Blaze - 7 Minutes Later" для сплита с ростовчанами КАРНА. VALHALLA тоже никуда не делась - появится возможность, с удовольствием запишу её нереализованный материал.
Как ты относишься к совместным работам? Не так давно свет увидела твоя коллаборация с AD LUX TENEBRAE "Nearby Being", можешь сказать о ней пару слов?
К совместным работам отношусь спокойно и с пониманием. AD LUX TENEBRAE - уральский самородок, интуитивно пришедший к экспериментальной шаманской музыке... опять же - не иначе как судьба пересекла наши с ним пути. На самом деле будет целая серия совместных с ним альбомов, первым из которых стал как раз "Nearby Being" - полностью акустический ambient без использования синтезаторов. Он был записан и сведён воедино всего за несколько часов в состоянии упомянутого выше "мистического озарения". Тематика альбома до сих пор остаётся не до конца ясной для меня... тени и призраки, тишина и время. Наверное, так. Следующим совместным альбомом стал 90-минутный "Skywards The Infinity", ну и кроме него есть несколько отдельных пьес в аналогичной стилистике - например, получасовой трансовый эмбиент "Ghanood".
Если мне не изменяет память, среди альбомов VELEHENTOR были и нереализованные shamanic drone-записи...
Да, ты говоришь о неизданном пока продолжении альбома "Перевал Дятлова" - совместной записи с AD LUX TENEBRAE "Мань Пупыкнёр".
Не расскажешь о нем поподробнее?
Запись датируется примерно 2002 или 2003 годом - это, по-моему, первый наш серьёзный опыт совместного написания музыки. Плотный низкочастотный drone, составленный из множества подручных источников звука - металл, лёд, стекло, вода и всякое прочее... более детально это всё описано где-то в моих архивах, надо смотреть. Характер звучания несколько более мрачный и агрессивный, чем у самого "Перевала Дятлова". Могу ошибаться, но большую часть работы по его написанию проделал AD LUX TENEBRAE... примерно 3/4.
Что означает название этого альбома?
Мань-Пупыкнёр - горное плато на Полярном Урале с высокими гранитными останцами. Оно расположено недалеко от гор Холат Сях'л и Отортен.
Кстати, имеет ли для тебя какое-либо значение природа Урала?
Для меня лично - да, имеет. Для творчества CLOSING THE ETERNITY - не имеет абсолютно никакого значения.
Ну, я так понял, что CLOSING THE ETERNITY вообще не имеет никакого отношения к материальным вещам... можно поинтересоваться насчет значения природы для тебя лично?
Можно. Люблю созерцать как погибающую природу промышленных территорий, так и бескрайние лесные и горные просторы Урала. И в том, и в другом случае я вижу, насколько ничтожен человек как перед самой природой, так и перед деяниями рук своих.
Абсолютно согласен. Отвлечемся несколько от CLOSING THE ETERNITY. Музыка - единственный вид творчества, которым ты занимаешься?
Да, единственный. Если, конечно, не считать творчеством редакторство в Сумеречных Тенях.
Иные формы тебя не интересуют?
Иные формы меня не интересуют... нет у меня склонности к иному.
Склонности = таланта? Или же тебе это просто неинтересно?
Про собственные таланты я считаю возможным говорить только при наличии таланта очевидного и безоговорочного. Так что пусть другие решают... для меня это остаётся не более, чем склонностью. Не знаю, насколько взаимосвязаны интересы и склонности, но другие виды творчества мне действительно неинтересны - ни кино, ни танцы, ни скульптура. Я совершенно равнодушен к ним.
Соответственно, вдохновение чужими произведениями в твоем случае сведено к нулю?
Нет, не к нулю. Если вести речь именно о вдохновении, то, например, музыка Клауса Визе вдохновила меня на написание длинных статичных пьес, сыгранных на поющих чашах... это было именно "вдохновение" в буквальном смысле этого слова - полагаю, я смог уловить принцип и само существо такой музыки. В результате появились сразу несколько пьес, кульминацией среди которых стал 761-минутный эмбиенс "Fatah"... вероятно, одно из самых длинных и статичных произведений в современной drone-музыке. Именно его я и слушаю в настоящий момент, отвечая на твои вопросы.
Можно немного поподробнее о нем...
Идею этого альбома, "With Eternity", подал Владимир/Abgurd - записать нечто действительно масштабное. Поначалу я намеревался сделать длинную композицию и вписать в неё разные ипостаси drone-музыки... однако после недолгого обдумывания я понял, что мне это будет не совсем интересно и, более того, я не смогу самостоятельно записать один из важнейших и древнейших дроунов - звучание тамбуры, индийского монохорда. Поэтому я подошёл к идее с другой стороны - записать единообразную композицию только с помощью поющих чаш. Признаюсь, я не играл всю пьесу "живьём" и предпочёл закольцевать некоторые её фрагменты - уверен, что это пошло ей на пользу. Несколько прослушиваний конечного результата полностью устроили меня - мне нравится внимать звучанию этой пьесы.
Т.е. "Fatah" это одна из композиций "With Eternity"? И, было бы нелишним, если бы ты поясним смысл этого слова.
"Fatah" - единственная его композиция. Смысл слова - отрешение от времени и пространства, становление себя и бытие вне оных.
В некотором смысле "отрешение" может быть достигнуто применением растительно-химических препаратов и соединений, чем не брезгует пользоваться определенный контингент музыкантов. Какова твоя позиция в данном вопросе?
Пусть пользуются. Я равнодушен к растительной химии в той же мере, что и к балету или гончарному искусству. Более того, я считаю, что музыка, написанная под воздействием подобных препаратов, зачастую мало- или вообще неслушабельна на трезвую голову.
Где обычно ты занимаешься записью музыки? И влияет ли окружающая обстановка на этот процесс (иными словами, не было ли побуждений к записи материала, скажем, в промзоне или среди Уральских гор)?
Записью обычно занимаюсь либо в студии (если есть необходимость записывать акустические инструменты), либо дома - если работаю сугубо с электронным звуком. Соответственно, окружающая обстановка влияет на процесс только с точки зрения технологического комфорта - наличие изолированного помещения, коммутации и проч. Записывать музыку где-то в ином месте я не собирался и не собираюсь - результат будет заведомо хуже... такими записями много занимается AD LUX TENEBRAE - у него есть талант найти нужный звук, нужную атмосферу и в лесу, и в промозоне, и среди Уральских гор. Мне, как правило, остаётся лишь слегка подровнять его находки.
Твое имя можно нередко встретить в обложках альбомов различныз металлических и пост-индустриальных формаций в строке "мастеринг". Ты занимался звукорежиссурой профессионально или это результат собственного опыта?
Это полностью собственный опыт, пройденный с нуля. Последний практикум по звукорежиссуре я получил году, наверное, в 1998-м... с тех пор - только самостоятельная работа. Мастеринг - наиболее интересная для меня стадия работы над записью; она оттачивает умение подчеркнуть звуковые и смысловые акценты записи, грамотно расставить паузы или наоборот, сделать точный и аккуратный non-stop и т.д. В конечном итоге, это помогает и при написании собственной музыки.
Музыкальное образование - получал ли ты его когда-нибудь?
В основном, практическое - работа в эстрадном оркестре.
В чем она заключалась?
Репетиции, концерты... богатый практический опыт создал неплохую базу для дальнейшего творчества.
Фундамент технического характера? Навряд ли на эстраде был востребован drone или black metal...
Естественно, сугубо теоретико-техническая подготовка - от понимания сущности и процесса аранжировки до грамотной коммутации в студии и на сцене. Широкий спектр знаний и информации.
К слову о black metal - если я не ошибаюсь, Сумеречные Тени недавно разменяли второй десяток. Изменились ли цели этого издания и каковы они на сегодняшний день?
О целях: единственное принципиальное изменение - где-то с 2006 года ресурс стал целиться преимущественно в metal-музыку. Это совершенно не означает, что я утратил интерес к постиндустриальному творчеству... скорее, мне нечего о нём сказать. А если слова находятся, то я говорю их в другом месте. Я не знаю, как долго сохранится такое положение вещей; я вполне допускаю, что в дальнейшем вернусь формату металл/не-металл. Предназначение же ресурса осталось неизменным - публикация моих личных соображений о всякой, преимущественно непопулярной, музыке. Как оказалось, мои заметки интересны многим - честно говоря, начав публиковать свои измышления в 1997 году, я совершенно не рассчитывал на появление последователей и чрезмерный, как мне кажется, интерес. Ну и засовывать таким образом шпильки бездарям под ногти тоже нравится.
Т.е. Сумеречные Тени всегда являлись ресурсом исключительно музыкально-информационным?
Это виднее со стороны - кому-то он видится музыкально-информационным, кому-то - идеологическим, кому-то - просто оскорбительным. Это up 2 the eye of beholder.. Я просто излагаю собственные соображения на музыкальные и околомузыкальные темы.
Соображений на музыкальные темы в последнее время больше... "идеология" перестала тебя волновать?
Не то, чтобы перестала. В нескольких своих статьях мы уже сказали то, что хотели сказать об идеологиях - зачем повторяться и жевать словесную жвачку? Все, кому это интересно или в новинку, могут прочесть их. Естественно, за последние 10 лет в моём мировоззрении кое-что поменялось, но это всё на уровне деталей - я просто расставил акценты чуть иначе, чем ранее. А если связывать идеологию с музыкой, с Расстрелами - она остаётся практически неизменной.
С музыкой и Расстрелами... а если проводить параллели лично к тебе? Сумеречные Тени суть отражение твоего (вашего) мировоззрения?
Скорее нет, чем да... или, точнее сказать, отражение части моего музыкального мировоззрения. Ошибается тот, кто примеряет лекало Сумеречных Теней на меня - это всего лишь проекция, причём не самая информативная.
В чем заключается твое музыкальное мировоззрение?
Хмм... в том объёме известной мне музыки, которую я запомнил и проанализировал на протяжении последних 20+ лет. Осмысление полученного опыта дало мне умения (а) слышать искренность в творчестве (б) определять интересность группы для меня по её названию с точностью порядка 95% (в) общие критерии оценки творчества (г) умение обойтись без этих критериев там, где они не совсем уместны и, пожалуй, самое важное - (д) умение применить эти критерии к собственному творчеству. Не секрет, что там, где сторонний слушатель слышит постылое графоманское ушлёпство, недалёкий автор зачастую слышит бездну смыслов... вернее, "смыслов" или даже лишь их фантомов.
Ну... это не редкость - желание и одновременно неумение сочинять и исполнять музыку. Часть таких юных музыкантов попадает под ваши Расстрелы. С какой целью ты уделяешь внимание демо-записям?
Здесь интерес самый простой: напомнить о существовании тех, о ком большинство даже представления не имеет. Естественно, это не какая-то сверхзадача, но моя неприязнь к мэйнстримной музыке естественным образом распространяется и на Сумеречные Тени. Зачастую это единственный источник информации о том или ином забытом релизе... а о мэйнстриме и без меня напишут 10 раз.
Хммм... вообще-то я имел в виду именно демо-записи начинающих музыкантов...
А я именно про них и написал. К "забытом" можно добавить "неизвестном". Иногда, хотя и редко, среди навала всякого демо-хлама можно найти вполне приличные записи.
Но вы не пропускаете мимо сектора обзора Сумеречных Теней провальные и халтурные записи, раздавая всем по заслугам - это тоже часть музыкального мировоззрения?
Да, безусловно. Во-первых, что может помешать написать о провальных и халтурных записях? По-моему, ничего. У меня нет намерения писать только о том, что понравилось... или что не понравилось. Я пишу о том, что привлекло моё внимание и о чём мне есть, что сказать. Во-вторых, мировоззрение нельзя строить только на избранном и лучшем - чёрное познаётся на фоне белого. В-третьих, мне не лень прослушать сотню бездарных и пустых записей, чтобы найти в них один или два интересных фрагмента; я не перестаю учиться - с годами я стал слышать музыку иначе, с множеством мелких деталей и нюансов, на которые раньше не обращал внимания. Мне интересно "отлавливать" эти мелочи для себя, собственного творчества... должен сказать, что их не так уж и мало.
А какова реакция со стороны музыкантов в таких случаях? Иногда амбиции и осознание откровенности собственного творчества затмевает самоанализ и самокритичность...
Реакций случается целый спектр. Причём (зачастую) затмение, находящее на бездарей в случае прочтения негативного отклика, подавляет не только самокритичность, но и элементарную внимательность - уже не раз я получал упрёки в том, что мне лишь бы всех подряд оскорбить и унизить. Мне странно читать такие выпады, ибо простое сравнение положительных и отрицательных отзывов показывает совершенно иную картинку и соотношение оных. С другой стороны, мне приятно читать эти пустые всплески эмоций - они означают, что шпилька, вставленная под ноготь, была вставлена не зря. Впрочем, я никогда не рассчитываю, что некий лузер прочтёт критику в свой адрес, встрепенётся и пересмотрит своё отношение к собственному творчеству - большинство таких остаётся сидеть на прежних кочках в обжитом болоте, пафосно квакать да рыгать... однако я всегда признаю имеющиеся ошибки и неточности, если мне на них указывают с аргументами и фактами. Hint: под "аргументами" не стоит понимать подручные средства для уличной драки.
А вообще устанавливаешь/поддерживаешь связь с участниками "расстрелянных" формаций?
С единицами - меня не интересует широкий круг знакомств.
Можно ли найти твои публикации где-либо помимо Сумеречных Теней?
Например, на Dark Industry.
Каким образом завязалось твое сотрудничество с ним?
Сейчас уже и не вспомнить... могу предположить, что Абигор (главный редактор и mastermind Dark Industry – прим. RadioNoizz) написал мне какое-то письмо с одобрением политики Сумеречных Теней. Ну а два правильных ресурса завсегда смогут договориться.
Не так давно ты расстрелял контент Dark Industry. Это был единичный случай или подобные выпады в сторону пост-индастриала из сторонних ресурсов (того же D.I.) запланированы в будущем?
На Dark Industry скоро будет продолжение. Вряд ли это будет регулярная практика - в данном случае я всего лишь взял на себя просроченные задолженности Абигора перед музыкантами; у него накопилась пачка промо-релизов, и он предложил мне написать свои соображения на их счёт. Вероятно, это не совсем то, что музыканты ожидали - например, гоша из шумов россии сильно оскорбился - но горькая правда, имхо, лучше, чем сладкая ложь.
А вообще испытываешь ли интерес к музыкальной публицистике как читатель?
Нет, не испытываю. Во-первых, путёвой музыкальной публицистики в рунете практически нет. Во-вторых, никто не пишет о том, что интересно мне - приходится писать самому. Если мне требуется мнение со стороны, я интересуюсь оным в частном порядке у тех, кому я склонен доверять в таких вопросах.
Некоторое время назад Интернет заполонили кальки с Сумеречных Теней (их имена опустим, тем более немногие в состоянии их сейчас вспомнить). Твое отношение к этому?
Забавное отношение. С одной стороны, это подтверждение правильности выбранного мной курса. С другой стороны, что мешает авторам этих калек (двусмысленно, но тем не менее) найти свой стиль изложения мыслей? Большинство моих знакомых сходится во мнении, что с Сумеречными Тенями и не потягаться... а здесь уже можно вернуться к вопросу о самокритичности и самооценке.
И какова она в твоем случае по отношению к Сумеречным Теням?
Из технических недоработок - надо изживать тавтологию, формировать более образный лексический аппарат и следить за фактологией текстов. Особых же творческих недостатков я не вижу.
Можешь ли ты выделить что-нибудь из пост-индустриальной музыки, интересное лично тебе?
Хм... что ты вкладываешь в понятие "интересное"? Вопрос мой вовсе не празден...
Ok, интересное для прослушивания с точки зрения слушателя и познавательное на предмет техники сочинения и исполнения с точки зрения композитора.
Вот чтобы так, сразу два-в-одном - наверное, только второй альбом SEPHIROTH. Да и то, оригинальный диск я счёл за лучшее продать незадорого. Последнее время выходит много любопытных работ, но действительно интересных - захватывающих - среди них как-то не вспоминается. Ну, если напомнишь других кандидатов - возможно, я соглашусь. Или не соглашусь. Хотя... уточни - ты имеешь в виду релизы только последнего времени, или вообще за последние 30+ лет?
"Draconian Poetry" великолепен... скорее последних 30 лет - сверхвпечатлившие релизы последнего времени навскидку я тоже перечислить не возьмусь.
Ну, в этом случае можно набрать целый список... в первую очередь должно отметить музыку PUISSANCE и ARDITI, многое из ранних релизов Cold Meat Industry, ATRAX MORGUE, американскую power/electronics-сцену в лице CONTROL/SLOGUN сотоварищи, чуть в меньшей степени - MAEROR TRI/TROUM, LES JOYAUX DE LA PRINCESSE и первые альбомы DERNIERE VOLONTE, ENDURA, HYBRYDS, Z'ev. Можно долго перечислять, но всё равно что-то запамятовать.
Ты предпочитаешь слушать музыку с оригинальных CD/CDr, или тебя не смущает отсутствие оформления и сопутствующего фетиш-скраба?
Я предпочитаю слушать музыку в mp3-формате; по крайней мере, 99+% той музыки, что я слушаю, не теряет от некоторого сжатия ничего существенного - таковы реалии сегодняшней индустрии звукозаписи, как мажорной, так и независимой. Хотя, конечно, есть целый ряд релизов, которые в mp3-формате не звучат никак - например, записи Штефана Микуса (Stephan Micus) и некоторые альбомы Роберта Рича.
Оформление мне не столь важно; в конце концов, если автор не смог воплотить весь свой замысел в музыке, значит он недоработал. К изобразительному искусству и фетишам я практически равнодушен.
Т.е. приблизительно 80-90% информационного пространства в формате cd-da занято на самом деле пустыми сигналами?
Нет, не так. 80-90% CDDA-релизов не в полной мере используют технические возможности этого стандарта... общий уровень звукорежиссуры пост-индустриальной музыки по-прежнему остаётся на уровне магнитофонных кассет. Учитывая этот факт, а также то, что mp3-файлы гораздо удобнее в повседневном обращении, чем оригинальные диски, я сделал выбор не в пользу дисков. Хотя, должен сказать, диски приобретаю регулярно и не так уж и мало - правда, в основном, металл.
Не мог бы ты для наглядности привести примеры тех пост-индустриальных исполнителей, для которых формат mp3 слишком узок?
Без ложной скромности - CLOSING THE ETERNITY. Слышанная мной оцифровка "семёрки" имеет мало общего с реальным звучанием пьес. BAD SECTOR сильно теряет очарование... а в общем случае - любые другие записи, где одной из доминант являются резкие или острые высокочастотные звуки.
A-la power electronics/rhythmic noise?
Там потери качества и фактуры, как правило, маскируются гипертрофированной динамикой композиций. Исключения, безусловно, существуют, но с ходу назвать их я не готов... думаю, каждый сможет определить их для себя сам.
Слушаешь ли ты записи на винилах и что вообще о них думаешь?
Слушаю, конечно. Думаю, что издавать на виниле альбомы, записанные в цифровой среде, совершенно ни к чему. Опять же, "Northern Lights Ambience" хотя и записан в цифре, но записан именно с прицелом на виниловый релиз - щелчки самой записи очень сложно отделить от щелчков носителя. Возвращаясь к общему случаю, винил - носитель для музыки, записанной в полностью аналоговой студии высокого класса. Я не припоминаю, чтобы кто-то из постиндустриальных музыкантов записывался в таких условиях.
Под завязку отвлеченный вопрос о высших сферах: что по-твоему скрыто за порогом Вечности?
Хуй знает. Это не моего ума дело.