Недавно я задумался о сущности такого… не скажу «музыкального», скажу «звукового» явления, как радионойз. Шумовые музыканты, нойз артисты, индастриал деятели нередко использовали шумы радиоэфиров в своей творческой деятельности, но как просто один из составных элементов. Но есть такие, например проекты как Dn23rd, Funkstillesender, Радиосталкинг, плюс некоторые альбомы проекта Норма Реакции, чьё «творчество» представляет собой голый, ничем не обработанный радиошум. То есть мы имеем дело максимальное самоустранение человека от процесса производства аудиоматериала. Мы слышим, по сути, голую точку зрения, когда человек, бродя по частотам радиоэфира, находит то, что, с его точке зрения, интересно звучит и записывает это дело. Насколько это нужно другим людям, потенциальным слушателям, стоит ли ради этого оформлять всё это дело на физические носители, а не просто скидывать в инет?
Вот на примере проект Dn23rd: самый большой тираж его «радиошумовых аудиофиксаций» - 48 штук. То есть, имеем гипотетическое утверждение, что должно найтись 48 человек, готовые принять точку зрения автора на то, что данный шум интересен для прослушивания, хотя самого творческого акта как такого нет. Оправдано ли это утверждение? Я думаю да. Такая ультра-лимитированность тиража в себе несёт две основополагающие идеи.
Первая – мало найдётся людей, готовых слушать чистый радионойз. Вторая – это будет разобщённые индивиды с разной точкой зрения. У каждого из этих индивидов два пути – самому искать подходящий шум, самостоятельно оперируя радиоприёмником, либо ища устраивающую их точку зрения. То есть, слушая радионойз других индивидов, творящих под различными псевдонимами. На моём примере – я индивид, который может увидеть прекрасное и масштабное в шуме радиоприёмника. Потому как глобальный радиоэфир – это как бурный, постоянно изменчивый поток лавы. Очень сложно найти две похожих, по своей фактуре, друг на друга частоты. Но тут бац – есть точка зрения проекта Dn23rd, зафиксированная на CD-R. Возможно у нас с ним похожее восприятие звука, потому как я принимаю его точку зрение на радиошум, как свою собственную. И мне не нужно теперь самостоятельно рыскать по радиоэфиру в поисках этого звука, вот он, зафиксирован человеком, с чьей точкой зрения я согласен. А вот с точкой зрения автора проекта Funkstillesender я не согласен. Я слушаю и понимаю, что этот радиошум я бы не стал искать, если бы сам руководил приёмником. Я бы его отсеивал как неинтересный. Но кто-то наоборот, как раз таки примет точку зрения этого проекта. В общем, жанровый тег Radionoise по сути своей не так прост, как кажется на первый взгляд.
Кстати, вынужден себя сам же немного поправить, не смотря на то, что я писал про самоустранение человека от творческой деятельности, тут тоже есть определённый простор, где можно применить своё воображение. Начинается всё собственно с самого радиоприёмника. Это может быть и обычный дешёвый китайский транзистор, а может и «восстановленная довоенная радиола с перепаянными деталями» как у проекта Норма Реакции. (Я по этому поводу всё чаще заглядываюсь на объявления одной барышни, продающей армейскую ламповую радиостанцию 1956 года выпуска, но это так, к слову). Далее, помимо самого агрегата, ещё и окружения может очень влиять на радиоэфир. Вот у проекта Радиосталкинг трэк «Авиагроты» записан возле аэропорта, работа которого вносит свои, особенные помехи в эфир. А так же влияние и дополнительные искажения может внести обычная домашняя бытовая аппаратура, микроволновка например. Если проявить фантазию можно ещё много что придумать. Вроде и деятельность, но при этом никакого постоянного контролируемого результата. А теперь из области фантазий, ведь наверняка радиоэфир на северном и южном полюсах владеет своим красками и особыми текстурами? А эфир в непосредственной близости зоны полярного сияния? В общем, повторюсь: не всё так просто, как кажется на первый взгляд/слух.

Ну и две ссылки на эту тему:

rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3868518

rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4176748

Комментарии
30.10.2012 в 03:41

Пузырь или не пузырь? Пузырь!,
к этому сообщению приглядывалась уже давно, еще до того как ты скинул мне ссылку. К творчеству, где, так сказать, этот самый процесс творчества практически отсутствует, я отношусь... недоверчиво. Но вот эта мысль мне понравилась:
«То есть, имеем гипотетическое утверждение, что должно найтись 48 человек, готовые принять точку зрения автора на то, что данный шум интересен для прослушивания, хотя самого творческого акта как такого нет.»
В общем, пост очень даже соблазняет послушать записи, но я долго ждала подходящего настроения.
Начала с Kryptogen Rundfunk & DN23rd, сначала понравилось даже, понравилось своей монотоннностью, но какой-то фактурной монотонностью. А потом почему-то вдруг стало скучно, и я не дослушала. Как будто бы меня из композиции вытолкнуло, я посмотрела на все со стороны и мне уже стало казаться странным, что я все это слушала и получала удовольствие.
А вот "Норма Реакции" почему-то не пошла совсем, до степени, когда начинает болеть голова. И я ее выключила.
Вот так :)
Послушать бы это на качественной аппаратуре... Интересно, удовольствие продлилось бы дольше? Или же раньше разболелась голова?)
30.10.2012 в 06:10

Я думаю, тут для большего эффекта стоит слушать в наушниках закрытого типа. Для полного, так сказать обьёма. Качественность аппаратуры, я думаю тут большой роли не играет. Так как большая часть радионойз-опусов как правило пишется на магнитную ленту и потом оцифровывается. То есть имеем дело с LO-Fi эстетикой.
Вот ещё в эту тему интересная ссылка:

rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4210774

Второй трэк по этой сслыке и вправду может вызвать головную боль, но первый очень даже многообразный получился

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии