Интересный фрагмент о синестезии композитора Римского-Корсакова из книги И. А. Вартанян «Слух, речь, музыка в восприятии и творчестве»:
…Кроме того, известно, что у Римского-Корсаково был цветовой слух. По его свидетельству, все диезные тональности отличались особенно яркой окраской. Некоторые из «корневых» интонаций композитора имели для него определённую цветовую гамму. Например, уменьшенный септаккорд до-ми-соль-си имел синевато-золотистую окраску, несколько тёмную; ре-фа-ля-бемоль-си – желтовато-синевато-фиолетового цвета с сероватым оттенком, и считался самым пёстрым, а септаккорд ми-фа-ля-до считался синевато-зеленовато-розовым и довольно светлым.
Четыре типа увеличенных трезвучий также имели свою окраску: до-ми-соль-ля – синевато-фиолетовую; ре-фа-си – желтовато-зеленоватую; до-фа-ля – багряно-зеленовато-розовую; ми-соль-си – сиреневато-зеленоватую. Во всех случаях до – осветляло, си – утемняло, а ля – придавало аккорду оттенок весенний, ясный, розовый.
Для Н. А. Римского-Корсакова цветовые характеристики звуков имели и предметную отнесенность. Он пишет о том, что «ми-бемоль-мажор – тёмный, сумрачный, серо-синеватый, тон городов и крепостей; си-мажор – мрачный, тёмно-синий, со стальным, пожалуй, даже серовато-свинцовым отливом, цвет зловещих грозовых туч; фа-мажор – ярко-зелёный, пасторальный, цвет весенних берёзок; ля-бемоль-мажор – серовато-фиолетовый, имеет характер нежный, мечтательный; ля-минор – это как отблеск вечерней зари на зимнем белом, холодном, снежном пейзаже; соль-минор – имеет характер элегико-идиллический».
Изучение творческой биографии Н. А. Римского-Корсакова не оставляет сомнений в том, что неординарные способности цветового звукосозерцания, предметной и эмоциональной соотнесённости музыки, возможность видеть слышимую музыку в нотной записи, несомненно, имели прямое отношение к его композиторскому слуху и композиторской деятельности. Именно эти способности, именуемые на профессиональном языке «синестезиями», позволили композитору установить связь музыки с действительностью. В то же время эта связь подчёркивалась и наполнялась чувственным содержанием за счёт увеличения или уменьшения насыщенности музыки «корневыми» интонациями-септаккордами и трезвучиями…