Это лето у меня ознаменовалось возникновением большого интереса к фишечным варгеймам. К этому было много предпосылок, среди которых можно выделить такие как любовь к дизайну первой ДОСовской Цивилизации и желание устроить себе мозговую встряску, так как я ни разу не тактик и не стратег. Ну и то что мне местами интересна история и я люблю слушать Martial, тоже немного в этом деле сыграли. Поначалу просто стал читать всевозможные обзоры чужих партий и вот дошло дело до покупок и даже до самих партий. В эту среду снова встретился со своим другом Вованом, про партию с которым в Сёгун: Битва Самураев я уже писал ранее. Разложили две игры Savage Streets и Оборона Порт-Артура.

Savage Streets

Игра была приложением к журналу, поэтому это отразилось на её размерах, сложности и продолжительности партий. Небольшая, с минимум количества фишек, с лёгкими изящными правилами. Для начинающего игрока она оказалась весьма гостеприимной. В игре у нас изображены сентябрьские бои за часть Сталинграда. Две ассиметричные стороны со своими особенностями. Немцы – на их стороне численность (до пяти фишек частей в один район против четырёх фишек с советской стороны) и мобильность (большая скорость юнитов и возможность совершать прорывы и переходить из одного боя в другой). И живучесть ещё, так как советские части получая урон убираются с поля сразу, а немецкие сначала ослабляются и только потом убираются. У Советского Союза в преимуществах скрытность (частичный «туман войны» на типы отрядов, но не их количество), более широкие возможности в переброске подкреплений в зависимости от числа контролируемых районов и возможность оперировать различными маркерами событий (артиллерия, засада, фанатичное сопротивление и тд.) которые дают преимущества в сражениях. А также на стороне советских войск местная архитектура - у каждого района города есть свой числовой бонус, прибавляющийся к фактору мощи находящихся в нём советских подразделений. Немцам для победы надо проложить путь к двум главным точкам высадки советских войск и до конца девятого хода захватить их под свой контроль. Либо уничтожить все имеющиеся вражеские войска на карте. СССР соответственно не должны этого допустить и продержаться девять ходов. С учётом всего этого сразу понятна основная тактика обоих игроков. Играющий за немцев должен быть более агрессивным и давитьдавитьдавить. Второй игрок должен стараться затягивать каждый бой, не давая сопернику продвигаться. Бои особой сложностью не отличаются – всё решают броски кубиков. Все атакующие характеристики и бонусы лишь определяют количество кубиков для броска каждым игроком. Так как победу определяет только один кубик из всех брошенных, то по сути игроки борются за повышение вероятности удачного броска в свою сторону. Показатели же остальных кубиков вступают только при подсчёте потерь, уже после определения победителя в данном туре схватки. Иногда эта система добавляет забавные фановые приколы, вроде победы советским игроком всего одним кубиком, выпавшим на шестёрку, против трёх немецких кубиков выпавшими на единицы и двойки. При наличии в бою, к примеру, советского маркера «фанатичное сопротивление» это добавляют свою условно историческую изюминку в процесс.
Собственно, в нашей партии я играл за СССР, Вован за Рейх. Партия длилась минут 30-40 я думаю. Вован показал себя как хорошего интуитивного тактика, хотя в варгеймы он раньше не играл. Собственно, он меня практически победил. Меня спасло только то, что я остатками своих войск в последнем районе смог дотянуть до конца девятого хода и поэтому победить. Был бы у Вовы ещё один ход в запасе, он бы меня добил. Так что я добыл победу, как говорится, «несмотря ни на что». Тоже в какой-то мере исторично.

Оборона Порт-Артура

Партия в эту игру прошла довольно странно и в каком-то смысле забавно – расстановка и подготовка заняли больше времени, чем сама игра, так как Вован играя за японцев вынес меня в конце первого же игрового хода (из пяти). Что прибавляет в копилку к моим высказываниям как на тему, что «я ни разу не тактик и не стратег» так и на тему что «Вован показал себя как хорошего интуитивного тактика». Вообще, несмотря на то, что по правилам это игра оказалась посложней предыдущей, здесь сохранился тот же тактический принцип для каждого из игроков. Более многочисленные японцы должны как можно скорее захватить любую из пяти стратегически важных точек на карте, русские должны все битвы затягивать и продержаться до конца пятого хода. Асимметричность сторон выражалось всего в двух моментах: у японцев дофигища артиллерии, но очень строгие параметры в расстановке практически всех их войск. У русских больше творческой свободы в расстановке перед началом игры. Кроме пулемётов и артиллерии, все войска можно располагать в любые контролируемые на начало игры районы (не нарушая предел формирования при этом, но он мягкий – десять фишек на район). Эта творческая составляющая меня в том числе и подвела. Не имея опыта, я не мог особо в голове заранее выстроить нужную стратегию в расстановке своих войск. Что и вылилось в быстрый проигрыш. Я первый раз играл за русских, во все прошлые партии (две) я играл за японцев, поэтому так быстро игра для меня ещё не заканчивалась. Но даже за эту короткую партию я окончательно вычленил важный тезис об этой игре – здесь очень большое значение имеют манёвры. Грамотное объединение войск в группы и их правильное маневрирование - это половина ключа от победы в этой игре. Ну и удачно выпавшие кубики за бомбардировку артиллерией тоже очень много значения имеют. В итоге для себя я сделал вывод, что Оборона Порт-Артута для мены выступает неплохой тренировкой перед более масштабными играми, где гораздо более сложные правила и больше видов войск. Чтобы приучит свой мозг к новому типу анализа данных и работе с ними. Надеюсь на новые партии в эту игру в будущем.